gototopgototop

Главное меню

Анонс

Главная Описание Усилитель ATI AT2505

Усилитель ATI AT2505

Монументальный вид и полное отсутствие эмоций. Американская фирма ATI (Amplifier Technologies) напоминает о строгой официальности черных костюмов и о бронированных лимузинах государственных деятелей. Безусловно, пятиканальный усилитель ATI AT2505 за $2600 подходит для кинотеатра (рука не поднимается добавить "домашний")...

 

Обзор усилителя ATI AT2505.

 

Если ориентироваться только на внешние признаки, пожалуй, трудновато соотнести трехкиловаттный блок питания и пятидесятикилограммовую массу с понятием "домашний уют". На ум приходят литературные ассоциации из сказочных преданий о богатырях, а греческая мифология прямо указывает: тесновато Гераклу в городской квартире. Впрочем, издали и "Железная маска" (помните Дюма?) - всего лишь маска... А что под ней? Думается, в звуке менее всего применимо самодовольное словечко "очевидно".

Все каналы усилителя ATI AT2505 выполнены в виде самостоятельных блоков, а электрически их объединяет общий, богатырских размеров тороидальный трансформатор. Каждый блок имеет свой собственный радиатор для охлаждения восьми параллельно включенных мощных транзисторов. На случай перегрева (например, при работе на низкоомную нагрузку или при затрудненной вентиляции) предусмотрена надежная термозащита.

Усилитель ATI AT2505

Плавкие предохранители снабжены светодиодными индикаторами, которые загораются, если все же предохранитель перегорел. Эти индикаторы расположены на задней панели. Здесь же, естественно, разместилось и все коммутационное хозяйство: выходные клеммы для акустических систем, разъемы RCA-входов и генеральный выключатель питания. На лицевой панели - еще один сетевой выключатель; кроме него здесь есть даже скромное украшение - светодиодные индикаторы перегрузки. Сдается, увидеть их иллюминацию владельцу никогда не удастся.

Усилитель ATI AT2505 оснащен возможностью дистанционного включения питания по шине управления, при этом можно активировать любые каналы независимо друг от друга. Как и полагается оконечному усилителю, регулировка громкости отсутствует. Работа ATI AT2505 состоит в том, чтобы "сказку сделать былью", превращая потенциал напряжения в действующий ток, без каких-либо ограничений (отношение сигнал/шум - 120 дБ, демпинг-фактор - 1000). Нельзя не отметить, что фирма уже не один десяток лет специализируется на выпуске только усилителей мощности. Впрочем, это из области рекламы.

На самом деле использовать усилитель ATI AT2505 только в домашнем кинотеатре, на наш взгляд, было бы неразумно. Уже серьезно заявили о себе форматы многоканальной аудиозаписи музыки на DVD-Audio и Super Audio CD. Уж они-то потребуют от электроники экстремальных достижений по частотному и динамическому диапазонам. Широкой публике эти музыкальные форматы пока малодоступны, но они перспективны без вопросов. Поэтому фирмы уже начинают готовить для них почву, стараясь застолбить место под солнцем.

Конечно, в кинотеатре без электроники самых современных форматов цифрового звука (Dolby Digital и DTS) и без крутой во всех отношениях акустики усилитель ATI AT2505 будет скучать. Мы попытались использовать его в паре с DVD-плеером, у которого предусмотрена регулировка выходного уровня. Разумеется, в этом случае ATI полной мощности выдавать не стал. "Вольты давай!" - требовал усилитель мощности. Несмотря на сравнительно высокую чувствительность по входу (1,2 В), во всей красе раскрыться усилителю мощности поможет только выверенный подбор партнеров по цеху. В первую очередь требуется классный AV-процессор-предусилитель.

На первых порах, пока находишься под магическим влиянием голых фактов (какие цифры! какие размеры!), звучание усилителя ATI AT2505 хочется уподобить сценической работе циркового силача, забавляющегося пудовыми гирями. В его руках они кажутся невесомыми. Легкость, с которой мускулистый жонглер манипулирует "железом", вызывает восхищение и восторг зрителей. Усилитель непринужденно, без напряжения справляется с самыми мощными фортиссимо, которые только способны были вынести уши и колонки.

Кажется, что инерция массы (именно контроль за движением диффузоров колонки и представляется главной задачей усилителя) попросту отсутствует. Неужели и здесь физика скорости и массы работает с оглядкой на Эйнштейна? ATI постоянно готов поставлять энергию в требуемых количествах, обеспечивая отличную макродинамику при воспроизведении киноэффектов. Накопительные емкости в цепях питания усилителя ATI AT2505 (120000 мкФ) запасают чудовищный заряд электричества, поэтому мощник спокойно реагирует на любое входное воздействие.

Это, в свою очередь, повышает точность передачи пиковых сигналов на предельных уровнях. И все-таки неужели в характере стального гиганта только масштаб, сила и готовность к атакующему звуку? На самом краю динамического диапазона, на жутких уровнях, там, куда редко "ступает нога" обычного усилителя, AT2505 начинает сглаживать микродетали. Ювелирно сработать иголочкой по плечу не каждому атлету: не богатырское это дело. Разработчиками заявлена скорость нарастания выходного напряжения 50 В/мкс.

При этом суммарный ток может достигать десятка с лишним ампер. Ничего не скажешь - быстрый аппарат. Но при прослушивании въедливые аудиофилы начали скрупулезно сопоставлять свои ощущения от микродинамики звучания с означенными цифрами. Помилуйте, да возможно ли вообще это оценить на слух? Еще раз подчеркнем, что для отработки крохотных звуковых деталей на фоне масштабных всплесков усилителю мощности не обойтись без столь же скоростного, если не сказать молниеносного, напарника.

Нам удалось найти пятиканальный предусилитель, подобающим образом подходящий для ATI с его 28-децибельным усилением по напряжению, поэтому мы спокойно окунулись в звучащее пятиканалье. Фирма гарантирует, что суммарные искажения не превысят 0,03% во всем звуковом диапазоне даже при условии, что нагружены все каналы одновременно. В театральных приложениях противостояние усилителя ATI AT2505 и процессора не ощущалось, в том числе потому, что усилитель мощности имеет практически независимые каналы, разделенные между собой 90-децибельной пропастью во всей полосе частот.

Но при прослушивании музыкальных стереозаписей наш подопечный вновь стал браковать неповоротливых партнеров. Чтобы выткать тонкие звуковые материи, требуется сила управляемого взрыва. Взрыв-то есть, а вот управление... То локализация музыкальных инструментов симфонического оркестра тяготела к колонкам, то размеры виртуальных источников звука непривычно масштабировались. Предупреждаем энтузиастов ATI - счастливая жизнь в искусстве будет зависеть от гармонизации всей системы. Банально? Отнюдь.

Есть еще одна мелочь, к которой следует подготовиться организационно. Речь не о звуке, поэтому не будем журить разработчиков за "не наши" разъемы на сетевом проводе. Американскую вилку с тройными плоскими выводами воткнуть в евророзетку не удастся, и заменить провод другим непросто (розетка на корпусе усилителя - тоже "штатовская"). Пора резюмировать. Честно говоря, нам показалось, что будущему владельцу требуется некоторая отвага и спокойное отношение к аудиофильским трудностям. Что? Вы говорите, "железная маска" вас не путает? Собственно, этого мы и добивались.